Разница между методом определения износа в налоговых и в финансовых целях – налоговая льгота. А нужна ли она нам?
Является ли разница между износом, исчисленным в налоговых целях и износом, исчисленным в финансовом учете предприятий льготой для налогоплательщика в первые налоговые периоды ввода в эксплуатацию основных средств, когда данная разница уменьшает налогооблагаемую базу для расчета по подоходному налогу?
Среди общих понятий для применения в налоговых целях, Налоговым Кодексом в статье 5(33), утверждено понятие налоговой льготы: «Налоговая льгота - сумма налога (пошлины) или сбора, не внесенного в бюджет в формах, установленных в пункте g) части (9) статьи 6».
В пункте g) части (9) статьи 6 налоговые льготы определены как:
«элементы, которые учитываются при оценке объекта налогообложения, определении размера налога (пошлины) или сбора, а также при их взимании, в виде:
– частичного или полного освобождения от налога (пошлины) или сбора;
– частичного или полного освобождения от уплаты налогов (пошлин) или сборов;
– снижения ставки налогов (пошлин) или сборов;
– уменьшения объекта налогообложения;
– отсрочки уплаты налогов (пошлин) или сборов;
– рассрочки погашения налогового обязательства.
Освобождения, предусмотренные статьями 33, 34 и 35, и нулевая ставка НДС налоговыми льготами не считаются».
Статьи 33,34 и 35 НК не имеют отношения к износу основных средств.
Налоговый Кодекс определяет нормы и процедуры определения налогового износа в статьях 26 и 27 НК.
Следовательно, такие применения норм статей 26 и 27 НК, в результате которых при первоначальных инвестициях в основные средства предприятие уменьшает налогооблагаемые базы по подоходному налогу за текущий год, а, следовательно, и величину налога на доход за текущий год, получая при этом не полное освобождение от его начисления и выплаты, а отсрочку его платежа в последующие годы (так называемую временную разницу) являются, по результату их применения, налоговой льготой для предприятия.
Только данная льгота носит принудительный характер. Предприятию сегодня не дано право самостоятельно определить, нужна ли ему самому подобная отсрочка или нет. Заложенное налоговой политикой «благое намерение» по принудительному применению данной льготы, в целях не отвлечения средств предприятий на оплату текущего налога, для того, чтобы подержать предприятия в первые годы его деятельности, а также для того, чтобы стимулировать предприятия к модернизации оборудования, на практике было аннулировано сложной, запутанной, не логической процедурой определения величины износа в налоговых целях. Процедура определения износа в налоговых целях обставлена таким большим и запутанным количеством «но», то есть нюансов и ограничений, что очень часто приводит к рискам санкционирования. Такая процедура тяжела и в выполнении и в администрировании. Для предприятий не крупных, да и для предприятий крупных, но не владеющих существенным парком основных средств данная льгота – только обуза, а не экономия подоходного налога, которая могла бы быть направлена на развитие. Зачастую такая экономия съедается санкциями по причине сложности и запутанности расчета величины налогового износа.
Необходимо решить данную коллизию через изменение норм Налогового Кодекса и дать возможность предприятиям (особенно предприятиям мелкого, малого и среднего бизнеса) выбирать – пользоваться данной льготой или нет, а признавать в качестве налогового износа величину финансового износа, исчисленного по нормам бухгалтерских стандартов. Другой путь решение данной коллизии – существенное изменение в сторону упрощения процедуры по определению величины налогового износа, сведением ее до простой математической формулы с применением налоговых ставок и без целого ряда «но» и иных сложных процедур, отклонений и исчислений.
Вопрос о добровольном выборе для предприятий – пользоваться ли данной льготой или нет, поднимался давно. Определение налогового износа, а также существующая сегодня политика отсрочки налоговых платежей по причине существования расхождений между налоговым и финансовым износами – налоговая политика государства. Налоговый Кодекс действует с 1998 года и с тех самых пор действуют и нормы статей 26 и 27, то есть с тех самых пор предприятия принудительно пользовались данной льготой. Естественно, для большинства предприятий, в первые годы после 1998 года, налогооблагаемая база по подоходному налогу на протяжении ряда лет уменьшалась по причине применения данной льготы. Сейчас, когда приобретенные тогда основные средства устарели, налогооблагаемый доход зачастую увеличивается по причине того, что налоговый износ меньше финансового. Отмена принудительного применения льготы, казалось бы, могла бы привести к бюджетным потерям, если бы не целый ряд факторов.
Во-первых, нахлынувший кризис заставляет предприятия более жестко бороться за потребителей и покупателей, в том числе в конкурентной борьбе с импортными товарами и услугами, что приводит к неизбежной необходимости модернизации оборудования для достижения лучшего качества и роста количества.
Во-вторых, 2011 год может быть последний, когда в стране действует нулевая ставка по подоходному налогу и полученные от использования данной льготы доходы не приводят к бюджетным поступлениям.
В-третьих, рассчитать плюсы и выгоды от применения данной льготы практически не возможно, так как невозможно спрогнозировать (без существенных отклонений и погрешностей в ту или иную сторону) величины модернизации парков основных средств, величины старения данных парков и величины финансовых износов основных средств предприятий - при индивидуальном определении методов и периодов величин финансовых износов.
В-четвертых, по причине сложности и запутанности процедуры определения величин налогового износа, предприятия направляют временно выделенные средства (а в период действия нулевой ставки оно и не располагает данными сэкономленными средствами) не на развитие, а на выплату санкций, что противоречит целям налоговой политики по применению данных норм НК.
То есть, из всего вышесказанного проявляется (как в процессе проявления фотографий, когда заложенная при фотографировании информация явно проявляется в последующем) тенденция, что бюджет не понесет потери, а может быть, даже будут увеличены бюджетные поступления, вследствие того, что предприятия смогут раз и навсегда определить: самостоятельно ли рассчитывать им налоговый износ по нормам статей 26 и 27, или же признавать равенство налогового износа финансовому износу.
Дополнительные поступления в бюджет будут вызваны не только тем фактором, что по вновь вводимым в эксплуатацию основным средствам (что неизбежно) налог не будет отсрочен, но и фактором облегчения, упрощения администрирования величин налогового износа.
Татьяна Гриник